Школа Монтессори – с ясельного возраста, каждый день





 
 

Занятия по методу Марии Монтессори в нашем детском саду проводят педагоги аттестованные Ассоциацией М. Монтессори и центром педагогики М. Монтессори в г. Москве.

Занятия проводятся ежедневно в «подготовленной среде», которая наполнена монтессори- материалами, являющимися логически продуманными, математически точными, отвечающими психологическим потребностям в развитии ребёнка на разных возрастных уровнях.


Все Монтессори-материалы, образующие подготовленную среду, сгруппированы в пять зон:


• Зона практической жизни.
• Зона сенсорных упражнений.
• Зона для развития речи, обучению письму и чтению.
• Математическая зона.
• Зона естественных наук.


Работая в зоне практической жизни, ребенок постепенно овладевает навыками, необходимыми ему в повседневной жизни: ношение предметов, спокойная и осторожная ходьба, одевание и раздевание, умывание, чистка обуви и одежды, переливание воды из одной емкости в другую, уход за цветами, уборка помещения и т.д.

Дидактический материал зоны сенсорных упражнений – это своеобразный тренажер, развивающий сенсорные навыки ребенка. По выражению М.Монтессори, «сенсорный материал - это ключи к миру, которые открывают восприятие устных высказываний об окружении». Работая с ним, ребенок развивает свое зрение, стереогностическое чувство, осязание, барическое чувство, свой слух, обоняние, развивает зрительное восприятие форм и предметов. Материал учит воспринимать, упорядочивать, запоминать и воспроизводить, сравнивать и классифицировать предметы, их свойства, а затем и взаимосвязи предметов и их свойств. Такая работа становится прочным фундаментом для дальнейшего развития речи и мышления.

Материал, используемый в зоне развития речи, обучения письма и чтения, дает возможность ребенку сформировать представление о структуре родного языка: его фонетике, лексике, грамматике. Работая с материалом, ребенок подготавливает руку и глаза к письму, учится правильно выражать свои мысли и чувства.

Упражнения практической жизни и сенсорный материал являются основой для понимания математики. Например, упражнения практической жизни подготавливают понимание всех четырех арифметических действий. Сенсорный материал математической зоны вмещает в себя как арифметику, так и геометрию, и дает понимание структуры десятичной системы, арифметических действий, действий с дробями, взаимосвязи между основными геометрическими фигурами.

Естественнонаучная зона охватывает следующие дисциплины: ботанику и зоологию, анатомию, географию и геологию, астрономию, историю, искусство, экологию. Дидактические материалы этой зоны часто готовятся педагогом-Монтессори совместно с детьми на тематических занятиях – «кругах». Все материалы зоны создают у детей целостное впечатление об окружающем их мире. Особое место в среде занимают книги, тематические энциклопедии, позволяющие педагогу постепенно переводить сознание ребенка от наглядно-действенного к абстрактно-образному. Использование книг в среде учит ребенка самостоятельно добывать информацию.

Работая с Монтессори-материалом во всех обучающих зонах, ребенок постепенно приобретает навыки самостоятельного творческого подхода к обучению. Среда дает возможность ребенку развить себя эмоционально, психически, интеллектуально и социально.

Таким образом, подтверждается главный тезис, выдвинутый М.Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».